Иллюзия правды

Вы думали, что это правда - а это всего лишь ее иллюзия

Главная > Познавательно > Иллюзия правды

Иллюзия правды
Что для вас правда может быть всего лишь иллюзией - Иллюзия правды

Исследования показали, что, если вы постоянно слышите одну и ту же фразу, например – «температура тела курицы». Да, именно эта фраза, в которой не несется никакой полезной информации, она не отвечает на вопрос, в ней нет ни никакого смысла – это просто фраза. Даже если в этой фразе не дается никакой полезной информации, то вы скорее всего расцените как правдивое следующе утверждение – температура тела курицы 34С. И будете в это верить. Хотя нет, она на самом деле ближе к 41С.

Но это открытие освещает важный аспект нашей психологии, который играет огромную роль в том, как мы видим мир. Те вещи, которые нам встречаются чаще – ощущаются как более правдивые. Работает это благодаря механизму под названием когнитивная легкость. Она определяет на сколько тяжело работать вашему мозгу от легкого уровня в социальных сетях или на другом сайте и до сложного, когда пытаешься умножить в уме 14 на 37.

Правдивые вещи обычно вызывают когнитивную легкость, огонь горячий, земля вращается вокруг солнца, у кошки четыре лапы и т.д. Эти вещи ощущаются не только как правдивые, но еще и как знакомые и не требующие усилий. И они ощущаются приятно, легко. Все это благодаря когнитивной легкости.

Основная проблема возникает в том, что когнитивная легкость может быть создана искусственно, различными способами. Один из них, например, просто повторение стимулов.

В двух университетах провели классический эксперимент. Экспериментаторы размещали рекламные объявления в газете университета. Объявления выходили на первой полосе и состояли лишь из одного из этих бессмысленных слов: кардирга, сарисик, нансома, икитаф. Они были напечатаны с различной частотой, одно слово появлялось в газете только раз, а другие чаще, по 5, 10, и 25 раз. Число появлений этих слов в газете одного университета, были обращены в газете другого. В конце эксперимента исследователи разослали опросники, в которых просили людей дать оценку значению каждого из слов по шкале 5 – это означает что-то хорошее, а 1 – что-то плохое. И результаты были весьма очевидны: чем чаще слово появлялось в газете, тем чаще люди думали, что оно означает что-то хорошее.

Поэтому с достаточным количеством повторений, даже бессмысленные слова начинают нам ощущаться знакомыми, что запускает когнитивную легкость и в конце концов ощущение, что это хорошо.

Похожие эксперименты провиделись с геометрическими фигурами и с показом китайских иероглифов англоговорящим людям. Результаты были везде одинаковые. Песни по радио оцениваются как более предпочтительными, после того как вы послушайте их несколько раз, нежели в первый раз. Так же испытуемые, просматривая ваши фото альбомы, оценивают людей на фото как более приятных, после того как увидели это фото больше раз.

Что поднимает логичный вопрос – а благодаря чему известны Кардашяны? В зависимости от того, кого вы спросите, можно узнать, что они прославились ни за что или потому что они просто знамениты, потому что знамениты. Но на самом деле они известны по той же причине, по которой известен любой другой известные человек – просто по тому, что вы слышали их имена и видели их лица снова и снова. Они знакомы вам, вы их уже где-то до этого видели на какой-то обложке какого-то журнала. И вот поэтому они воспринимаются с когнитивной простотой, которая так же ощущается как что-то хорошее.

Этот принцип лежит в основе индустрии рекламы. Идея о том, что, будучи достаточно часто повторенной фраза: коричневая, газированная, подсластенная вода - будет казаться очень привлекательной. Но возможно не должно быть удивительно, что повторяющиеся стимулы воспринимаются как более благоприятные. В конце концов мозг развивался, чтоб определять угрозы, а все новое – это потенциальная угроза. Но если после нескольких повторений не происходит ничего плохого, то оно становиться знакомым, комфортным и таким образом скорее признаком безопасности, чем угрозы.

И этот общий феномен распространяется не только на людей. Проведённый опыт с цыплятами, которые будучи в яйце были подвержены определенному звуку, позже демонстрировали меньше стрессовых реакций в ответ на тот же звук после вылупления.

Но повторение – не единственный способ вызвать когнитивную легкость. Более контрастные изображения, воспринимаются мозгом с большей когнитивной легкостью, что вызывает приятные ощущения, что объясняет большую часть фильтров в инстаграме. В другом исследовании людям, которым показывали изображения, на которые быстро проецировали контур, так чтоб это было незаметно, до появления самого изображения начинали улыбаться и расслабляли брови, что было измерено электродами на мышцах. Видео с плохим звуком, с помехами, в плохим качестве и с низким контрастом вызывает когнитивное напряжение, пока вы пытаетесь понять, что происходит, вероятно в поисках угрозы. То же самое касается и текста. Какое из этих утверждений по-вашему правдивое: Альберт Эйнштейн родился в 1887 году или Альберт Эйнштейн родился в 1884 году Скорее всего правдивое для вас будет первое. Но это был вопрос с подвохом, родился он в 1879. Исследования показали, что люди выбирают более разборчивый ответ. Хороший, контрастный жирный тест легче и быстрее прочитать, он связан с большей когнитивной легкостью и поэтому выбирается как более правдивый. Руководители различного уровня с более простыми фамилиями чаще встречаются на более высоких должностях.

А правда ли следующее:
«Все розы цветы» - ничего необычного, да получается правда.
«Некоторые цветы быстро вянут» - тоже все в порядке, есть же такое.
«Поэтому некоторые розы быстро вянут» - да, все логично.

Все утверждения с первого взгляда логичны и правильны, но такое чувство…, да, это ложь! Розы не обязательно из множества цветов, которые быстро вянут. Четко и контрастно напечатанный текст не дал вашему мозгу правильно разобраться и осознать ошибку в этих утверждениях. Если бы этот текст был не разборчив, написан курсивом с завитушками, и вы бы напрягались при его чтении, то можно было избежать ошибки на 35%. Все потому, что неразборчивый текст вызывает когнитивное напряжение, заставляя мозг работать сильнее. Что и позволяет избежать ловушки с выбором интуитивного, но неверного ответа.

Когнитивная легкость полезна, когда нужно быть творческим и интуитивным, но это делает вас более доверчивым. Поэтому для письменной части водительского экзамена возможно хорошая стратегия. Но в областях вроде физики, математики, где ответы контринтуитивные и где много распространенных заблуждений важно быть более скептичным. Такая бдительность требует усилий.

Вы наверняка замечали, что лучшие ученые и аналитические умы недовольны и подозрительны на любой счет. Мне кажется, что это больше чем слабые социальные навыки. Это может быть весьма важным состоянием для них, чтоб делать свою работу и это парадокс познания и критического мышления. Когнитивная легкость приятна и не требует усилий, знакома и она в самом деле делает вас более творческим и интуитивным, но она может обмануть вас. Она может вызывать ощущение, что вещи кажутся правдивыми, не являясь таковыми. Вам может казаться, что вы познаете что-то, а на самом деле нет.

С другой стороны, быть скептиком и аналитиком требует больше умственной работы. Это более запутано и не ощущается так же приятно, но это лучший способ отделить факт от вымысла.

Вы могли подумать, что суть вышенаписанного сказать, что мы все должны начать почаще мыслить критически, но суть не в этом. Человеку с аналитическим складом ума может понадобиться до получаса, чтоб выбрать себе новую зубную щетку. Есть моменты, когда когнитивная легкость – более подходящее состояние ума. Мы развивали ее не просто так, поэтому можем реагировать интуитивно в знакомых повседневных ситуациях. Зачем думать сильнее чем требуется? Смысл в том, чтобы определять те моменты, когда требуется больше обдумывания. Но из-за того, что сегодня делиться идеей и повторять их легче чем, когда либо, нам нужно быть более бдительными, чтобы различать, что по-настоящему правдиво, а что мы просто много раз слышали до этого.

Чем больше что-то повторяется, тем больше это начинает казаться правдой.

И, кстати 14 на 37 будет 518.